» Airt » Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

Tá "Olympia" le Edouard Manet ar cheann de na saothair is cáiliúla de chuid an ealaíontóra. Anois tá a fhios ag gach duine gur sárshaothar é seo. Agus uair amháin spat cuairteoirí chuig an taispeántas uirthi. Uair amháin sa lá, thug léirmheastóirí rabhadh do mhná lag an chroí agus na mná torracha gan féachaint air. Agus tá cáil tuillte ag an múnla a sheas do Manet mar bhean inrochtana. Cé nach raibh sé.

Léigh tuilleadh faoin bpéintéireacht san alt “Cén fáth a raibh magadh ar Olympia Manet ag a lucht comhaimsire”

Léigh freisin faoi na pictiúir is suimiúla le Manet sna hailt:

“Cén fáth ar phéinteáil Manet beatha neamhbheo le gas asparagus?”

Édouard Manet Plumaí agus rúndiamhra Dúnmharú

“Cairdeas Edouard Manet le Degas agus dhá phictiúr stróicthe”

suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900%2C610&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1894 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?resize=900%2C610″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»610″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

“Олимпия” Эдуарда Мане (1863) – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.

Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.

Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана “Венера Урбинская”. Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя  Джорджоне “Венера спящая”.

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

I lár: Тициан. Véineas Urbinskaya. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. Síos thíos: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.

Обнаженные тела в живописи

И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.

“Олимпия” была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого  там же была выставлена картина Александра Кабанеля “Рождение Венеры”.

Tá Véineas Cabanel go hálainn. Mar a scríobh Emile Zola, tá sé mar a cruthaíodh as prásóg bán agus bándearg. Tráth an scríbhneora, ní raibh ach airiness agus nádúr miotasach den sórt sin den chorp nocht ceadaithe. Ach ag an am céanna, tosaíonn na chéad réabhlóidithe den phéintéireacht ag dul i gcoinne an acadúlachta agus an phíoróntais. Cruthaíonn Edouard Manet a Olympia nocht. Bean feola agus fola, gan leid prásóg. Bhí an lucht féachana i turraing.

Léigh tuilleadh faoi Véineas agus Olympia san alt “Cén fáth a ndearna a lucht comhaimsire magadh ar Olympia Manet?”

láithreán gréasáin "Dialann péintéireachta: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, rúndiamhair"

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?fit=595%2C353&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?fit=900%2C533&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1879 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i0.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image.jpeg?resize=900%2C533″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»533″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Александр Кабанель. Рождение Венеры. 1864 г. Musée d’Orsay, Páras.

Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.

Почему Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у публики?

Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнаженным женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено, если изображённая женщина была как можно менее реальной.

Поэтому художники так любили изображать мифических женщин, таких как богиня Венера Кабанеля. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как Одалиска Энгра.

Léiríonn an phéintéireacht “Great Odalisque” le Jean Ingres bean álainn ó ré i bhfad i gcéin. Le gnéithe facial Fornarina agus Madonna della Sedia le Raphael. Tá a cuma neamhréadúil. Le lámh éadrom an ealaíontóra, fuair sí 3 veirteabra breise, lámh ró-fhadaithe agus cos casta. Seo go léir ar mhaithe le háilleacht agus comhchuibheas níos mó fós.

Léigh tuilleadh faoin bpéintéireacht san alt “Cén fáth a raibh magadh ar Olympia Edouard Manet ag a lucht comhaimsire.”

suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".

» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=595%2C331&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?fit=900%2C501&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1875 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-14.jpeg?resize=900%2C501″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»501″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Dominique Ingres Jean Auguste. Odalisque mór. 1814 Louvre, Páras.

3 лишних позвонка и вывихнутая нога ради пущей красоты

Явно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали.

По крайней мере, это очевидно с Одалиской Энгра. Художник добавил своей героине 3 лишних позвонка, чтобы вытянуть стан и сделать изгиб спины эффектнее. Рука у Одалиски также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлиненной спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности под таким углом она не может лежать. Несмотря на это образ получился гармоничным, хотя и очень нереалистичным.

Слишком откровенная реалистичность Олимпии

Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только Francisco Goya.  изобразил свою Маху обнаженную хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.

Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.

Tá Nude Maha le Goya ar cheann de na saothair is suaraí de chuid an ealaíontóra. Is ábhar iontais é go raibh sé scríofa i ré an tús an Inquisition agus an mhoráltacht an-dian. Conas a d’éirigh le Goya a Macha a chruthú ag am nuair a gearradh pionós poiblí ar éiricigh gach lá?

Léigh tuilleadh faoin bpictiúr seo ag an nasc “Goya Bunaidh agus a Nude Macha”.

suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=595%2C302&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?fit=900%2C457&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-3490 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/08/image-33.jpeg?resize=900%2C456″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»456″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Francisco Goya. Maha nocht. 1795-1800 Músaem Prado, Maidrid.

Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.

Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.

Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.

Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века

Ещё одна куртизанка Мане

Мане всегда был первопроходцем, как и Francisco Goya в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. “Олимпия” – яркий тому пример.

Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину “Нана”. Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.

Картина Эдуарда Мане “Нана” является одной из самых скандальных работ художника. Она вызвала бурю негодования и жесткую критику со стороны современников Мане. Так же, как и на картине “Олимпия”, здесь изображена проститутка. Это была слишком неудобная и эпатажная героиня для живописи 19 века. Для картины позировала актриса Генриетта Хаузер, любовница принца Оранского.

Более подробно о творчестве Эдуарда Мане читайте в статьях:

Загадки картины “Бар в Фоли-Бержер” Эдуарда Мане

Зачем Эдуард Мане нарисовал натюрморт со стеблем спаржи

Почему “Олимпия” Эдуарда Мане была осмеяна его современниками

“Сливы” Мане и загадочное убийство”

suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".

» data-medium-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?fit=595%2C789&ssl=1″ data-large-file=»https://i0.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?fit=771%2C1023&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1885 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-1.jpeg?resize=771%2C1023″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»771″ height=»1023″ sizes=»(max-width: 771px) 100vw, 771px» data-recalc-dims=»1″/>

Эдуард Мане. Нана. 1877 г. Гамбургский кунстхалле музей, Германия.

Ещё одна Олимпия, современная

Dála an scéil, isteach Músaem D'Orsay хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.

Поль Сезанн написал “Олимпию современную” 11 лет после скандала с Олимпией Эдуарда Мане. Мане был разочарован таким эпатажным выпадом. Он считал, что Сезанн интерпретировал его Олимпию слишком буквально и пошло.

О картине читайте в статье “Почему Олимпия Эдуарда Мане была осмеяна его современниками?”

suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".

» data-medium-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?fit=595%2C494&ssl=1″ data-large-file=»https://i2.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?fit=900%2C746&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-628 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i1.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2015/11/image55.jpeg?resize=900%2C747″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»747″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>

Поль Сезанн. Олимпия современная. 1874 г. Музей Д’Орсе, Париж.

Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, “лёд тронулся”. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.

Так, купальщицы и простолюдинки Edgar Degas продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.

И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.

Léigh faoin sárshaothar san alt “Картины Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.

***

Comments léitheoirí eile Féach thíos. Is minic a chuireann siad go maith le halt. Is féidir leat do thuairim a roinnt faoin bpéintéireacht agus faoin ealaíontóir, chomh maith le ceist a chur ar an údar.

Príomhléiriú: Edouard Manet. Olympia. 1863. Músaem Orsay, Páras.