Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века
Clár ábhair:
Tá "Olympia" le Edouard Manet ar cheann de na saothair is cáiliúla de chuid an ealaíontóra. Anois tá a fhios ag gach duine gur sárshaothar é seo. Agus uair amháin spat cuairteoirí chuig an taispeántas uirthi. Uair amháin sa lá, thug léirmheastóirí rabhadh do mhná lag an chroí agus na mná torracha gan féachaint air. Agus tá cáil tuillte ag an múnla a sheas do Manet mar bhean inrochtana. Cé nach raibh sé.
Léigh tuilleadh faoin bpéintéireacht san alt “Cén fáth a raibh magadh ar Olympia Manet ag a lucht comhaimsire”
Léigh freisin faoi na pictiúir is suimiúla le Manet sna hailt:
“Cén fáth ar phéinteáil Manet beatha neamhbheo le gas asparagus?”
Édouard Manet Plumaí agus rúndiamhra Dúnmharú
“Cairdeas Edouard Manet le Degas agus dhá phictiúr stróicthe”
suíomh "Dialann de phéintéireacht: i ngach pictiúr - stair, cinniúint, Mystery".
» data-medium-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=595%2C403&ssl=1″ data-large-file=»https://i1.wp.com/www.arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?fit=900%2C610&ssl=1″ loading=»lazy» class=»wp-image-1894 size-full» title=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» src=»https://i2.wp.com/arts-dnevnik.ru/wp-content/uploads/2016/05/image-4.jpeg?resize=900%2C610″ alt=»Олимпия Мане. Самая скандальная картина XIX века» width=»900″ height=»610″ sizes=»(max-width: 900px) 100vw, 900px» data-recalc-dims=»1″/>
“Олимпия” Эдуарда Мане (1863) – одна из самых известных работ художника. Сейчас почти никто не спорит, что это шедевр. Но 150 лет назад она произвела невообразимый скандал.
Посетители выставки в буквальном смысле плевали в картину! Критики предостерегали беременных и слабонервных от просмотра полотна. Ибо те рисковали испытать чрезвычайное потрясение от увиденного.
Казалось бы, ничто не предвещало такой реакции. Ведь на эту работу Мане вдохновила классическая работа Тициана “Венера Урбинская”. Тициан же в свою очередь был вдохновлён работой своего учителя Джорджоне “Венера спящая”.
I lár: Тициан. Véineas Urbinskaya. 1538 г. Галерея Уфицци, Флоренция. Síos thíos: Джорджоне. Венера спящая. 1510 г. Галерея старых мастеров, Дрезден.
Обнаженные тела в живописи
И до Мане, и во времена Мане обнаженных тел на полотнах было предостаточно. При этом эти работы воспринимались с большим воодушевлением.
“Олимпия” была показана публике в 1865 году в Парижском Салоне (самой главной выставке Франции). А за 2 года до этого там же была выставлена картина Александра Кабанеля “Рождение Венеры”.
Работа Кабанеля была воспринята публикой с восторгом. Красивое обнаженное тело богини с томным взглядом и струящимися волосами на полотне в 2 метра мало, кого могут оставить равнодушным. Картину в этот же день купил император Наполеон III.
Почему Олимпия Мане и Венера Кабанеля произвели такие разные реакции у публики?
Мане жил и творил в эпоху пуританских нравов. Любоваться обнаженным женским телом было крайне неприлично. Однако это было дозволено, если изображённая женщина была как можно менее реальной.
Поэтому художники так любили изображать мифических женщин, таких как богиня Венера Кабанеля. Или же женщин восточных, загадочных и недосягаемых, таких как Одалиска Энгра.
3 лишних позвонка и вывихнутая нога ради пущей красоты
Явно, что модели, которые позировали и Кабанелю, и Энгру, в реальности обладали более скромными внешними данными. Художники откровенно их приукрашивали.
По крайней мере, это очевидно с Одалиской Энгра. Художник добавил своей героине 3 лишних позвонка, чтобы вытянуть стан и сделать изгиб спины эффектнее. Рука у Одалиски также неестественно вытянута, чтобы гармонировать с удлиненной спиной. К тому же и левая нога неестественно вывернута. В реальности под таким углом она не может лежать. Несмотря на это образ получился гармоничным, хотя и очень нереалистичным.
Слишком откровенная реалистичность Олимпии
Мане пошёл против всех вышеописанных правил. Его Олимпия слишком реалистична. До Мане так, пожалуй, писал только Francisco Goya. Sé изобразил свою Маху обнаженную хоть и приятной внешне, но явно не являющейся богиней.
Маха является представительницей одного из самых низших сословий Испании. Она, как и Олимпия Мане, смотрит на зрителя уверенно и немного вызывающе.
Мане также вместо прекрасной мифической богини изобразил женщину земную. Более того – проститутку, которая оценивающе и уверенно смотрит прямо на зрителя. Чернокожая служанка Олимпии держит букет цветов от одного из её клиентов. Это ещё более подчёркивает, чем наша героиня зарабатывает на жизнь.
Внешность модели, названной современниками уродливой, на самом деле просто не приукрашена. Это внешность реальной женщины со своими недостатками: талия еле различима, ноги коротковаты без соблазнительной крутизны бёдер. Выступающий живот никак не скрадывается худощавыми ляжками.
Именно реалистичность социального статуса и внешности Олимпии так возмутили публику.
Ещё одна куртизанка Мане
Мане всегда был первопроходцем, как и Francisco Goya в своё время. Он пытался найти свой собственный путь в творчестве. Он стремился взять лучшее из творчества других мастеров, но никогда не занимался подражательством, а создавал своё, аутентичное. “Олимпия” – яркий тому пример.
Мане и в последующем остался верен своим принципам, стремясь изображать современную жизнь. Так, в 1877 году он пишет картину “Нана”. Написанная в импрессионистской манере. На ней женщина лёгкого поведения припудривает носик на глазах ожидающего её клиента.
Ещё одна Олимпия, современная
Dála an scéil, isteach Músaem D'Orsay хранится ещё одна Олимпия. Её написал Поль Сезанн, который очень любил творчество Эдуарда Мане.
Олимпия Сезанна была названа ещё более эпатажной, чем Олимпия Мане. Однако, “лёд тронулся”. Вскоре публике волей-неволей придётся отказаться от своих пуританских взглядов. Этому немало поспособствовуют великие мастера 19 и 20 века.
Так, купальщицы и простолюдинки Edgar Degas продолжат новую традицию показывать жизнь обычных людей. А не только богинь и знатных дам в застывших позах.
И уже Олимпия Мане никому не кажется эпатажной.
Léigh faoin sárshaothar san alt “Картины Мане. 5 полотен мастера с колумбовской кровью”.
***
Comments léitheoirí eile Féach thíos. Is minic a chuireann siad go maith le halt. Is féidir leat do thuairim a roinnt faoin bpéintéireacht agus faoin ealaíontóir, chomh maith le ceist a chur ar an údar.
Príomhléiriú: Edouard Manet. Olympia. 1863. Músaem Orsay, Páras.
Leave a Reply